Положение об управлении по опеке и попечительству администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

1. Общие положения

1.1. Управление по опеке и попечительству образуется Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и является структурным подразделением администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (без права юридического лица).

1.2. Штат управления утверждается главой администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Должности, предусмотренные штатным расписанием, относятся к должностям муниципальной службы.

1.3. Управление в своей деятельности подотчетно главе администрации и заместителю главы администрации по социальным вопросам. Оперативное руководство деятельностью управления осуществляет заместитель главы администрации по социальным вопросам.

1.4. Деятельность управления направлена на защиту прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

1.5. Управление в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральными законами Российской Федерации и законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Стерлитамак и его президиума, постановлениями и распоряжениями администрации городского округа, а также настоящим Положением.

2. Организация деятельности управления

2.1.Управление по опеке и попечительству осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами и управлениями городской администрации, органами территориально общественного самоуправления, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2.Управление по опеке и попечительству возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности распоряжением администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. В случае отсутствия начальника управления руководство осуществляется его заместителем.

2.3. Начальник управления:

2.3.1. Осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью управления.

2.3.2. Проводит анализ работы и планирует деятельность управления.

2.3.3. Дает указания по вопросам деятельности управления, обязательные для исполнения всеми сотрудниками управления, и контролирует их исполнение.

2.3.4. Действует без доверенности от имени управления и представляет его во всех государственных органах и организациях местного самоуправления, учреждениях, организациях, судах.

2.3.5. Участвует в разработке проектов планов и программ развития управления по опеке и попечительству.

2.3.6. Подписывает служебную документацию в пределах своих полномочий.

2.3.7.Обеспечивает соблюдение сотрудниками управления трудовой дисциплины.

2.3.8. Вносит предложения заместителю главы администрации по социальным вопросам о применении к сотрудникам управления мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

2.3.9. Координирует работу управления в области финансирования, бухгалтерского учета и контроля, материально-технического обеспечения управления.

2.3.10. Обеспечивает сохранность средств и материальных ценностей управления.

2.3.11. Вносит заместителю главы администрации городского округа город Стерлитамак по социальным вопросам предложения по вопросам, относящимся к компетенции управления.

2.3.12.Вносит предложения заместителю главы администрации по социальным вопросам по назначению на должности сотрудников, относящихся к группе должностей муниципальной службы, а также освобождение от должности.

2.3.13. Осуществляет контроль за выполнением постановлений, распоряжений главы администрации городского округа, решений Совета городского округа по вопросам, относящимся к деятельности управления.

2.3.14. Принимает участие в совещаниях и заседаниях, проводимых в администрации города по вопросам, входящим в компетенцию управления.

2.3.15. Подписывает разрешения на совершение сделок по отчуждению движимого имущества (автотранспорт) подопечного, разрешения на снятие денежных средств подопечных, а также другие документы, связанные с осуществлением деятельности управления по опеке и попечительству.

2.3.16. Утверждает отчеты опекуна (попечителя).

2.3.17. Подписывает договоры:

- о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и дополнительные соглашения к данным договорам;

- о передаче ребенка на патронатное воспитание;

- доверительного управления имуществом;

- и иные договоры в пределах своей компетенции.

2.3.18. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.4.Должность начальника управления по опеке и попечительству относится к главной группе должностей муниципальной службы Республики Башкортостан в администрации городского округа.

2.5.На должность начальника управления по опеке и попечительству назначается лицо, имеющее высшее образование, а также стаж муниципальной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.

2.6.Управление имеет печать и бланк со своим наименованием.

3. Основные задачи

3.1.Основными задачами управления по опеке и попечительству являются:

3.1.1. Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.

3.1.2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

3.1.3. Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.1.4. На управление по опеке и попечительству возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Полномочия управления по опеке и попечительству

Управление осуществляет следующие полномочия:

4.1. По защите прав и законных интересов несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности:

4.1.1 Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

4.1.2. Избрание форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение устройства таких детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

4.1.3. В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на управление по опеке и попечительству по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина управление по опеке и попечительству исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

4.1.4. Участие в рассмотрении судом дел об установлении усыновления детей, а также об отмене усыновления детей, предоставление в суд заключений об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка. Проводит обследование и составляет акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), предоставляет его в суд.

4.1.5. Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности.

4.1.6. Выдача:

- согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);

- постановлений об освобождении и отстранении в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания,

- согласия на установление отцовства в случаях, установленных федеральным законодательством;

- разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных в соответствии с Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

4.1.7. Установление опеки или попечительства.

4.1.8.Защита прав воспитанников, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, а также права выпускников данных учреждений.

4.1.9. Оказание консультаций опекунам.

4.1.10. Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4.1.11. Осуществление подбора приемных родителей. Заключение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Оказание приемной семье необходимой помощи, осуществление контроля за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка.

4.1.12. Направление в налоговые органы информации об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом малолетних, несовершеннолетних лиц, совершеннолетних граждан, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) или управлением имуществом.

4.1.13. Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

4.1.14. Осуществление подбора, учета и подготовки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

4.1.15. Проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» настоящего.

4.2. Осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах компетенции, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4.2.1. Выдача:

- согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

- разрешения на изменение имени ребенка, а также на изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя;

- согласия на контакты с ребенком родителей, родительские права которых ограничены судом.

4.2.2. Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

4.2.3. Разрешение разногласий:

- относительно имени и (или) фамилии ребенка при отсутствии соглашения между родителями;

- между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей.

4.2.4. Участие при разрешении судом спора между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

4.2.5. Предъявление в суд исков в случаях, установленных законодательством, в пределах своей компетенции.

4.2.6.Отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

4.2.7. Назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия.

4.2.8. Подача заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.2.9. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).

4.3. По защите прав и законных интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности:

4.3.1. Выявление совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства в форме патронажа.

4.3.2. Установление над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности попечительства в форме патронажа, назначение, освобождение или отстранение попечителей.

4.3.3. Оказание необходимой помощи совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности до установления над ними попечительства в форме патронажа.

4.3.4. Осуществление надзора за выполнением попечителей (помощника) возложенных на них обязанностей по реализации прав их подопечных.

4.3.5. В случае необходимости оказание содействия в подборе лиц, желающих и способных выполнять обязанности попечителя (помощника) совершеннолетнего дееспособного гражданина.

4.3.6. Учет граждан, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.

4.3.7. Участие в судебных заседаниях по делам подопечных лиц в установленных случаях.

4.3.8. Рассмотрение обращений граждан по вопросам осуществления попечительства в форме патронажа и принимают надлежащие меры.

4.4. По защите имущественных прав граждан, признанных судом безвестно отсутствующими:

4.4.1. При необходимости постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда, учреждение доверительного управления имуществом, определение управляющего и заключение с ним договора о доверительном управлении таким имуществом.

4.4.2. Контроль за исполнением доверительным управляющим своих обязательств.

4.4.4. Принятие мер по привлечению доверительного управляющего к ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, возложенных на него федеральным законодательством и договором о доверительном управлении имуществом.

4.4.5. Направление в налоговые органы информации об установлении управления имуществом граждан, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с управлением имуществом.

4.5. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия.

4.6. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, управление издает акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

5. Права

5.1. Управление по опеке и попечительству для осуществления своих функций имеет право:

5.1. 1.Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций информацию по вопросам, относящимся к компетенции управления.

5.1.2. Представлять в установленном порядке управление по опеке и попечительству в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах, иных учреждениях и организациях.

5.1.3. Привлекать работников образовательных, медицинских учреждений к выполнению поручений по вопросам опеки и попечительства (на основании договора о сотрудничестве).

5.1.4.Привлекать участковых уполномоченных инспекторов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних УВД, социальных работников, специалистов жилищных и других организаций к выполнению поручений по вопросам опеки и попечительства недееспособных или не полностью дееспособных граждан (по согласованию).

5.1.5.Участвовать в разработке и реализации муниципальных программ по вопросам опеки и попечительства.

5.1.6.Проводить семинары, совещания, консультации с социальными педагогами образовательных учреждений, работниками учреждений здравоохранения, управления внутренних дел по вопросам, входящим в компетенцию управления.

6. Трудовые отношения

6.1. Управление по опеке и попечительству комплектуется на основании штатного расписания.

6.2. Все штатные сотрудники управления принимаются на работу и увольняются распоряжением администрации на основании личного заявления и письменного трудового договора.

6.3. Организация оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, функциональные права и обязанности сотрудников, иные условия регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О противодействии коррупции», Законом Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка администрации городского округа, должностной инструкцией и иными актами, регулирующими трудовые отношения.

7. Ликвидация и реорганизация управления

7.1. Прекращение деятельности управления по опеке и попечительству происходит путем его ликвидации и реорганизации.

7.2. Решение о прекращении деятельности управления принимает Совет городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.